На Международном симпозиуме «Создавая будущее» обсудили, как построить коммуникацию между корпорациями и будущими поколениями

На панельной сессии «Корпорации и молодежь: как выстроить коммуникации с поколениями будущего» эксперты поговорили о необходимости переосмысления коммуникационных стратегий в отношении молодых кадров. Модераторами дискуссии выступили директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я – профессионал», заместитель генерального директора по образовательным проектам ООО «МЦКТ» (Российский квантовый центр) Валерия Касамара и кинорежиссер Валерия Гай Германика. Всероссийская олимпиада студентов «Я – профессионал» – проект президентской платформы «Россия – страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования России.

Панельная дискуссия состоялась в рамках Международного научно-фантастического симпозиума «Создавая будущее», который проходит с 4 по 6 ноября в Национальном центре «Россия» в Москве. В сессии приняли участие такие эксперты, как исполнительный директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский, директор Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» Александр Смекалин, профессор Школы экономики и менеджмента Харбинского инженерного университета (Китай) Гао Тянминь, управляющий директор – руководитель Дирекции академических партнерств Сбера Ольга Цуканова, директор по персоналу ГК «Ростех» Юлия Цветкова, советник генерального директора ВЦИОМ Елена Михайлова, а также писатель-фантаст Роман Злотников. Эксперты обсудили необходимость пересмотра коммуникационных стратегий в работе с молодыми кадрами.

Директор Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» и заместитель генерального директора по образовательным проектам ООО «МЦКТ» (Российский квантовый центр) Валерия Касамара рассказала о том, как Всероссийской олимпиаде студентов «Я — профессионал» с 2017 года удается оставаться проводником между бизнесом и молодежью:

«Ключевой принцип работы экосистемы «Я – профессионал» – клиентоцентричность и постоянная рефлексия. Мы оперативно адаптируемся к новым условиям, тестируем новые продукты и комплексно сопровождаем всех клиентов цепочки: наших корпоративных партнеров – более чем 700 лидирующих работодателей страны, а также молодежь – студентов из всех регионов России и 94 стран мира. «Я – профессионал» держит руку на пульсе и создает площадку для открытого диалога: молодые люди знакомятся с индустриальными лидерами на наших профильных форумах и школах, смотрят на работу предприятий изнутри во время экскурсий, получают возможность пройти стажировки и трудоустроиться в компанию, которая соответствует их ожиданиям и ценностям еще на этапе обучения в вузе».

Исполнительный директор ВЭБ.РФ Александр Мачевский подчеркнул, что для профессионального развития молодежи необходимо погружать студентов в трудовую деятельность и практику:

«Важно не только поддерживать яркие таланты, важно готовить высококлассных исполнителей, готовых работать. У нас есть такой внутренний девиз: «Мы не берем звезд, мы их создаем». Наша задача – не просто дать молодым специалистам старт, а помочь им развить свои навыки и потенциал через практику. Мы создаем условия, в которых каждый студент, начиная с первых шагов, становится частью реальных проектов, и обретает ключевые профессиональные, трудовые и коммуникативные компетенции. Нельзя «заземлять» студента, он должен гореть, должен мечтать. Важно аккуратно и методично «приземлять» его в профессию, дать ему шанс на проявление его лучших качеств».

Спикер уверен, что еще со школьных лет молодые люди должны учиться проходить собеседования и как можно раньше готовиться к выходу на рынок труда.

Директор по персоналу ГК «Ростех» Юлия Цветкова рассказала о том, как популяризировать профессию инженера в молодежной среде:

«Перед Ростехом стоит задача не просто закрыть кадровый дефицит для решения задач сегодняшнего дня, но и сформировать новое поколение инженеров для реализации проектов технологического лидерства в высокотехнологичных отраслях. Мы фокусируемся на смысловой мотивации, чтобы молодежь понимала, ради чего строить карьеру в инженерии, в том числе за счет наглядной демонстрации, как школьная, университетская теория связаны с задачами инженеров нового поколения, выстраиваем наши коммуникации с учетом восприятия молодого поколения. Фокус на опережающий научно-технологический задел диктует организациям ОПК необходимость сдвинуть продуктивный возраст инженерно-технических работников к 29-30 годам. Сейчас, как правило, его нижняя граница начинается с 35 лет. Для этого крайне важно повысить практикоориентированность НИОКР и высшего образования, вовлекать студентов в производственные и исследовательские проекты. Социальная поддержка и достойные материальные условия – обязательная составляющая комплексного предложения наших организаций-работодателей, при этом мы стараемся максимально адаптировать наши социальные программы под жизненные планы и потребности молодых специалистов».

Спикер выделила основные компетенции, на которые работодатель обращает внимание в первую очередь: проекты, портфолио и опыт, наработанные за время обучения, а также практические знания и навыки, междисциплинарные или «сквозные» компетенции, в число которых входят гибкость, умение работать в команде, системное мышление.

Директор Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Ассоциация инновационных регионов России» Александр Смекалин поделился своим мнением о главных ценностных разрывах между поколением работодателей и молодыми соискателями: современные студенты не готовы жертвовать личной жизнью ради стабильной работы и предпочитают свободу в выборе условий труда. Он подчеркнул, что гибкость и возможность удаленной работы становятся ключевыми преимуществами, особенно в ИТ-сфере, где молодежь находит баланс между заработком и независимостью. В будущем, по его мнению, работодатели должны будут адаптироваться к этим изменениям, формируя новый тип управленцев, способных координировать распределенные команды и работать с задачами дистанционно.

Управляющий директор – руководитель Дирекции академических партнерств Сбера Ольга Цуканова подчеркнула:

«Будущее требует от нас новых подходов: сегодня молодым специалистам важно развивать критическое мышление, быть гибкими, находить общий язык с людьми, а также осваивать искусственный интеллект. Именно это станет основой их профессионального роста. Наша задача – не думать, как контролировать их эффективность, а помочь осознать их предназначение, чтобы они уверенно строили свою карьеру и достигали успеха».

Сбер рассматривает стажеров как одновременно коллег и клиентов, что формирует их подход к обучению и адаптации. Программа включает систему поддержки, где наставники и «приятели» помогают новичкам освоиться в корпоративной среде. Благодаря этому подходу более 65% стажеров остаются на постоянную работу, демонстрируя успешные результаты.

Гао Тянминь, профессор Школы экономики и менеджмента Харбинского инженерного университета, отметил критерии идеальной работы китайских студентов: перспективы саморазвития (этот фактор считают ключевым около 70% молодых людей), соответствие работы специальности и интересам (около 34,5%). Студенты также ценят признание своих профессиональных качеств (52%) и уделяют внимание материальной стимуляции и зарплате (42%). По словам спикера, 40% молодых людей выбирают работу в организации, многие предпочитают гибкие формы занятости, такие как удаленная работа и предпринимательство. Среди тех, кто работает в организациях, значительная часть выбирает государственный сектор и общественные организации, в то время как интерес к частному бизнесу и иностранным компаниям остается низким.

О разнице между взглядами на идеальную работу современного и предыдущего поколений рассказала Елена Михайлова, советник генерального директора ВЦИОМ. Спикер уверена, что для современной молодежи ключевую роль в карьере играет не только вертикальный рост, но и возможность горизонтальной самореализации, позволяющей избежать карьерного потолка. Компании будущего должны начинать формирование корпоративной идентичности с раннего возраста, создавая у молодых специалистов привязанность к профессиональному сообществу. В условиях демографического кризиса адаптивность и гибкость становятся не просто преимуществом, а необходимым условием для привлечения и удержания новых талантов.

В условиях стремительных изменений и трансформации коммуникационных привычек корпорациям необходимо переосмыслить свои подходы к взаимодействию с молодежной аудиторией: учитывать ее особенности, разработать релевантные стратегии общения, которые позволят выстроить открытый диалог между всеми сторонами.

Поделиться: