Портрет современного поколения, выходящего на рынок труда: исследование Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я – профессионал»

В ТАСС прошла пресс-конференция, посвященная результатам масштабного социологического исследования  Ассоциации организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал». Исследование, посвященное специфике взаимодействия молодых соискателей, сотрудников и работодателей, помогает составить общий портрет современного поколения, выходящего на рынок труда. Ассоциация организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» является оператором Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», входящей в президентскую платформу «Россия — страна возможностей».  Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

В период с марта по июнь 2023 г. Ассоциацией организаторов студенческих олимпиад «Я — профессионал» было проведено масштабное исследование, направленное на две основные целевые аудитории: представителей студенческого сообщества, выходящих на рынок труда, и их будущих работодателей. Среди представителей студенчества респондентами опроса стали более двух тысяч бакалавров, специалистов и магистров — участников Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал», обучающихся на разных образовательных программах на территории всей страны. Результаты исследования были представлены в ходе пресс-конференции.

«За шесть сезонов команда олимпиады „Я — профессионал“ накопила уникальную экспертизу в сфере российского рынка труда: уже более одного миллиона студентов приняли участие в олимпиаде, мы объединили более 500 индустриальных партнеров и почти 1200 вузов и филиалов. Когда мы говорим про олимпиаду, мы говорим про всю страну. Целью исследования стало выявление существующих у высококонкурентной студенческой аудитории ориентиров и барьеров при выходе на рынок труда и выборе работодателя. Полученные результаты исследования позволили составить общий портрет конкурентоспособных студентов, выходящих на рынок труда, помогли выявить их запросы как к будущей профессии, так и к работодателям. Во-первых, это поколение максималистов: они предъявляют высокие требования как к себе, так и к государству, рассчитывая на партнерские взаимоотношения. Во-вторых, главным гигиеническим требованием для респондентов является интерес: прежде всего работа им должна нравиться. И в-третьих, это поколение карьерных оптимистов, которые с уверенностью смотрят в будущее и убеждены, что у них больше возможностей, чем было у их родителей в том же возрасте», — отметила руководитель Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» Валерия Касамара.

Исследование включило в себя количественный онлайн-опрос, проведение фокус-групп на образовательных форумах олимпиады, экспертные интервью с работодателями, в число которых входят крупнейшие компании России. Полученные результаты исследования позволили выявить характерные особенности нового поколения профессионалов, выходящих на рынок труда, помогли выявить их запросы как к будущей профессии, так и к работодателям.

Будучи студентами, 40% участников олимпиады уже имели опыт работы по специальности. В момент проведения исследования 45% студентов работали, из них 28% — по специальности и 17% — не по специальности, 27% находились в поиске работы. Своим местом работы были удовлетворены 71% респондентов. А вот удовлетворенность текущей заработной платой была гораздо ниже — 46%.

«Обязательно ли работать по специальности? Я думаю, что намного легче найти себя и построить успешную карьеру, применяя уже имеющиеся знания на практике. Вопрос зарплаты — отдельная тема, которая волнует каждого начинающего специалиста. Это важно, но не менее важно, чтобы работа была интересна», — считает участник Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» Никита Усков.

Характерной чертой респондентов стала независимость в принятии жизненно важных решений: 73% отметили, что самостоятельно выбрали свою специальность, на втором месте по влиянию на выбор с огромным отрывом оказались родители — 10%. Следствием осмысленности в выборе направления обучения является высокая удовлетворенность выбранной специальностью — 85%.

«Сегодня проекты платформы „Россия — страна возможностей“ предлагают множество программ стажировок и практик, предусмотрены специальные мероприятия для поиска работы и знакомства с компаниями-работодателями. Например, пройти стажировку можно будучи участником Всероссийской олимпиады студентов „Я — профессионал“. Наши родители не имели таких широких возможностей. В настоящее время студент может выбирать из многого и пробовать свои силы в различных направлениях до тех пор, пока не поймет, что выбранные профессия и дело полностью соответствует ожиданиям», — убежден призер V и VI сезонов Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Безопасность информационных систем и технологий критически важных объектов» Даниил Усков.

Участников опроса также отличает карьерный оптимизм и уверенный взгляд в будущее: 62% уверены, что у них больше возможностей, по сравнению со своими родителями в том же возрасте; 64% удовлетворены перспективами, которые открывает диплом университета; 82% уверены, что после окончания вуза они будут работать по специальности; 59% считают, что, получив диплом о высшем образовании, они смогут устроиться в компанию своей мечты.          

Современные студенты чувствуют в себе мощный потенциал для развития страны. Так, 89% заявили, что их материальное положение в настоящем и будущем зависит прежде всего от них самих, а 67% ценят возможность приносить пользу стране. При этом они убеждены, что государство должно всячески поддерживать талантливую молодежь (91%).

«Главная цель государства и российских работодателей на сегодняшний день — найти общий язык с новым поколением талантливых специалистов, способных внести вклад в развитие и укрепление лидирующей роли России на мировой арене. Социологическое исследование, проведенное Ассоциацией организаторов студенческих олимпиад „Я — профессионал“, позволяет лучше узнать наших студентов, сделать выводы об их предпочтениях и наметить задачи на будущее. Исследование показало, что перспективная молодежь занимает активную жизненную позицию и стремится работать на пользу общества: наши молодые профессионалы чувствуют в себе мощный потенциал для развития своей страны, что требует ответных инвестиций со стороны работодателей и государства. Президентская платформа „Россия — страна возможностей“ — одна из площадок, где перспективные студенты могут попробовать свои силы, получить колоссальную поддержку со стороны государства и стать частью большого сообщества мотивированных единомышленников», — подчеркнул первый заместитель генерального директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов.

По мнению 82% респондентов, прежде всего, выбранная профессиональная сфера деятельности должна нравиться им самим: только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни. Среди характеристик идеальной работы студенты выделяют: высокий уровень оплаты труда (67%), широкие возможности для карьерного роста (66%), возможность гармонично сочетать профессиональную и личную/семейную жизнь (61%), отсутствие угрозы неожиданно потерять работу (60%) и возможность знакомиться с полезными для себя людьми (52%).

Подавляющее большинство участников исследования убеждены, что для работодателя при приеме на работу молодых специалистов важнее реальные навыки и опыт (91,4%), которые можно приобрести во время стажировок. По мнению 74% респондентов, стажировки оказались самым востребованным и полезным карьерным сервисом.

Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» оказывает полный цикл карьерного сопровождения для своих участников, где карьерный портал — одна из важнейших частей слаженно работающего механизма. Карьерный портал предлагает широкий выбор стажировок по различным направлениям подготовки. В число компаний-партнеров олимпиады входит более 500 ведущих работодателей страны.

Одним из таких партнеров является Яндекс, компания также выступает технологическим партнером олимпиады на протяжении всех лет существования проекта. По результатам опроса, Яндекс занимает лидирующую позицию в рейтинге идеальных компаний-работодателей. В качестве главных преимуществ респонденты отмечают уровень оплаты труда (44%), развитую корпоративную культуру и достойные условия труда (30%), 22% респондентов считают работу в Яндексе интересной.

«Доступное и качественное ИТ-образование — важный фокус для Яндекса как крупнейшей технологической компании. Мы развиваем образовательные проекты более 15 лет, шесть из которых выступаем технологическим партнером Всероссийской олимпиады студентов „Я — профессионал“. Компания обучает цифровым навыкам и программированию и создаёт карьерные возможности для школьников, студентов и молодых специалистов через собственные и партнерские проекты. В то же время вклад в образование — важная история для долгосрочного развития компании, наш социальный капитал. Ребята участвуют в образовательных программах, приходят на стажировки и в дальнейшем растут внутри как сотрудники. Поэтому для нас ценно признание Яндекса как работодателя со стороны молодой аудитории», — прокомментировала руководитель направления привлечения и опыта сотрудников в Яндексе Екатерина Веркина.

Также в топ компаний-работодателей студенты определяют Госкорпорация «Росатом», Сбер и VK. У каждой компании есть отличительные черты, например, у Сбера, как и у Яндекса, — это корпоративная культура, у Росатома — стабильность, у VK — отношение работодателя к сотруднику. Также у Сбера и Росатома были отмечены такие плюсы, как социальный пакет, включающий, например, расширенный ДМС и дополнительные выплаты.

Поделиться: